Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: Ц Ц Ц
Изображения: Выкл.Вкл.

Административная реформа

Государственные
и муниципальные услуги

Согласно исследованиям, около 57% граждан Российской Федерации в возрасте 18 лет и старше за 2014 год как минимум один раз получали государственную или муниципальную услугу. Прежде всего, это государственные услуги, предоставляемые Федеральной миграционной службой, Росреестром, ГИБДД, органами ЗАГС и социальной защиты.

Долгое время граждане в различных жизненных ситуациях – от регистрации автомобиля до получения паспорта – сталкивались с волокитой, коррупцией и некомпетентностью. Однако ситуацию изменили базовые для сферы государственных услуг документы: Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и Концепция снижения административных барьеров и повышения качества государственных услуг на 2011—2013 годы. Принятые документы принципиально меняют подход к оказанию услуг и, по сути, обозначают переход к сервисному государству.

Федеральный закон «Об организации предоставлении государственных и муниципальных услуг» – это первый законодательный акт в отечественной нормативной правовой базе, направленный, прежде всего, на обеспечение прав граждан при обращении в государственные и муниципальные органы. В данном федеральном законе заложены все основные направления оптимизации предоставлении государственных услуг, ключевые понятия и направления развития.

Законодательно установлены обязательства государственных и муниципальных органов перед гражданами и ответственность должностных лиц за нарушение порядка оказания услуг, упрощение и ускорение административных процессов, уменьшение количества операций, организация межведомственного взаимодействия, увеличение степени доступности государственных услуг, переход к предоставлению услуг в электронном виде.

В настоящее время:

  • проведена работа по регламентации и включению в региональный реестр информации по муниципальным услугам, а также услугам, предоставляемым органами исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики;
  • устранены все законодательные ограничения для предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна»;
  • ведется перевод услуг в электронный вид;
  • осуществляется переход на межведомственное взаимодействие;
  • введена ответственность чиновников за нарушения при предоставлении государственных и муниципальных услуг.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» поставлена задача по достижению целевых показателей:

  • не менее 90% должен составлять уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных и муниципальных услуг к 2018 году;
  • не менее 90% должна быть доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг, к 2015 году;
  • не менее 70 % граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, к 2018 году;
  • к 2014 году до двух раз снизить среднее число обращений представителей бизнес-сообщества в орган государственной власти или орган местного самоуправления для получения одной государственной или муниципальной услуги, связанной со сферой предпринимательской деятельности;
  • к 2014 году до 15 минут сократить время ожидания в очереди при обращении заявителя в орган государственной власти или орган местного самоуправления для получения государственных или муниципальных услуг.

Работы по совершенствованию сферы оказанию госуслуг – это комплексная задача, в которой участвуют многие ведомства. Поэтому для её решения требуется качественное изменение всей системы коммуникаций ведомственного уровня. Для оценки результатов проводимых преобразований на регулярной основе проводится мониторинг качества и доступности государственных и муниципальных услуг, который направлен на систематическое выявление наиболее проблемных сфер оказания государственных и муниципальных услуг, а также отслеживание динамики показателей оказания наиболее массовых услуг.

Многофункциональные
центры предоставления государственных и муниципальных услуг

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» Правительством Республики организуется предоставление государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – МФЦ).

Основной идеей создания системы МФЦ является реализация принципа «одного окна», когда гражданин освобождается от необходимости получать справки в других госучреждениях, ходить по инстанциям или платить посредникам. От получателя требуется только подать заявление и получить результат в установленный срок, а всю остальную работу, в том числе межведомственное согласование, должны проводить сотрудники МФЦ и соответствующие государственные и муниципальные органы власти.

Создаваемые на территории Карачаево-Черкесской Республики, также как и на территории всей Российской Федерации, МФЦ позволяют гражданам получать самые разные услуги в одном помещении и не взаимодействовать при этом с чиновниками непосредственно. Такой подход минимизирует моральные, материальные и временные издержки потребителей услуг, в связи с чем, популярность МФЦ постоянно растет.
Работа МФЦ строится по принципу «одного окна», в соответствии с которым предоставление услуг федерального, регионального и муниципального уровня осуществляется в одном месте. Таким образом, МФЦ выступает в роли организатора процессов предоставления государственных и муниципальных услуг.

Сегодня в республике действует 13 МФЦ во всех муниципальных районах и 80 территориально обособленных структурных подразделения во всех сельских поселения республики с общим количеством окон обслуживания 217. Значение показателя охвата населения «одним окном» составляет более 99 %.

В МФЦ предоставляется 89 услуг, из которых 52 – федеральные, 14 – государственные (органов исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики) и 23 – муниципальные. Это получение паспорта, регистрация актов гражданского состояния, получение разрешения на строительство и пр.
Все МФЦ оформлены в соответствии с единым брендом «Мои документы», разработанным Минэкономразвития России, ставшим отражением существующих возможностей и особенностей новой организации системы предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ по жизненным ситуациям заявителей.

Идея бренда МФЦ «Мои документы» заключается в том, что документы нужны людям в важные и значимые моменты их жизни. Первый паспорт, свадьба, рождение ребенка, свое дело или новый дом — в этих ситуациях людям важно получить нужные им документы без проблем и как можно быстрее вернуться к решению своей текущей жизненной ситуации. Система МФЦ стремится быть надежным спутником человека на протяжении всей жизни, быть рядом и делать процесс получения документов простым и необременительным.
В этой связи, планируется новая организация системы предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ. Скоро гражданину в рамках его жизненной ситуации не нужно будет обращаться в разные организации, чтобы собрать все необходимые ему документы, а будет достаточно обратиться в один МФЦ.

Для этого утвержден перечень государственных и муниципальных услуг, предоставление которых может быть организовано в МФЦ в рамках следующих девяти «жизненных ситуаций»: «Рождение ребенка», «Индивидуальное жилищное строительство», «Открытие своего дела», «Утрата документов», «Выход на пенсию по старости», «Смена места жительства», «Перемена имени», «Утрата близкого человека», «Приобретение жилого помещения».

Результаты работы МФЦ демонстрируют значительное сокращение сроков получения государственных услуг, снижение межведомственной волокиты, достижение существенного антикоррупционного эффекта за счет отсутствия непосредственного взаимодействия с многочисленными предоставляющими услуги государственными и муниципальными служащими, исчезновение спроса на деятельность включенных в коррупционные схемы посредников и, как следствие, повышение комфортности и удовлетворенности граждан взаимодействием с государственными органами.