Многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» Правительством Республики организуется предоставление государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – МФЦ).
Основной идеей создания системы МФЦ является реализация принципа «одного окна», когда гражданин освобождается от необходимости получать справки в других госучреждениях, ходить по инстанциям или платить посредникам. От получателя требуется только подать заявление и получить результат в установленный срок, а всю остальную работу, в том числе межведомственное согласование, должны проводить сотрудники МФЦ и соответствующие государственные и муниципальные органы власти.
Создаваемые на территории Карачаево-Черкесской Республики, также как и на территории всей Российской Федерации, МФЦ позволяют гражданам получать самые разные услуги в одном помещении и не взаимодействовать при этом с чиновниками непосредственно. Такой подход минимизирует моральные, материальные и временные издержки потребителей услуг, в связи с чем, популярность МФЦ постоянно растет.
Работа МФЦ строится по принципу «одного окна», в соответствии с которым предоставление услуг федерального, регионального и муниципального уровня осуществляется в одном месте. Таким образом, МФЦ выступает в роли организатора процессов предоставления государственных и муниципальных услуг.
Сегодня в республике действует 13 МФЦ во всех муниципальных районах и 80 территориально обособленных структурных подразделения во всех сельских поселения республики с общим количеством окон обслуживания 217. Значение показателя охвата населения «одним окном» составляет более 99 %.
В МФЦ предоставляется 89 услуг, из которых 52 – федеральные, 14 – государственные (органов исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики) и 23 – муниципальные. Это получение паспорта, регистрация актов гражданского состояния, получение разрешения на строительство и пр.
Все МФЦ оформлены в соответствии с единым брендом «Мои документы», разработанным Минэкономразвития России, ставшим отражением существующих возможностей и особенностей новой организации системы предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ по жизненным ситуациям заявителей.
Идея бренда МФЦ «Мои документы» заключается в том, что документы нужны людям в важные и значимые моменты их жизни. Первый паспорт, свадьба, рождение ребенка, свое дело или новый дом — в этих ситуациях людям важно получить нужные им документы без проблем и как можно быстрее вернуться к решению своей текущей жизненной ситуации. Система МФЦ стремится быть надежным спутником человека на протяжении всей жизни, быть рядом и делать процесс получения документов простым и необременительным.
В этой связи, планируется новая организация системы предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ. Скоро гражданину в рамках его жизненной ситуации не нужно будет обращаться в разные организации, чтобы собрать все необходимые ему документы, а будет достаточно обратиться в один МФЦ.
Для этого утвержден перечень государственных и муниципальных услуг, предоставление которых может быть организовано в МФЦ в рамках следующих девяти «жизненных ситуаций»: «Рождение ребенка», «Индивидуальное жилищное строительство», «Открытие своего дела», «Утрата документов», «Выход на пенсию по старости», «Смена места жительства», «Перемена имени», «Утрата близкого человека», «Приобретение жилого помещения».
Результаты работы МФЦ демонстрируют значительное сокращение сроков получения государственных услуг, снижение межведомственной волокиты, достижение существенного антикоррупционного эффекта за счет отсутствия непосредственного взаимодействия с многочисленными предоставляющими услуги государственными и муниципальными служащими, исчезновение спроса на деятельность включенных в коррупционные схемы посредников и, как следствие, повышение комфортности и удовлетворенности граждан взаимодействием с государственными органами.